iTeach

Библиотека: Материалы тьюторов

Инструменты
Персональный раздел
Категории

В этом разделе размещаются статьи, посвященные различным аспектам образования, в том числе, использованию информационных и коммуникационных технологий в образовательной деятельности. Для поиска интересующей вас публикации выберите нужную категорию, и вы получите список всех статей по данной теме.

Планирование учебного проекта

О.Н.Шилова, М.Б.Лебедева | 17/1/2007 17:51:36 | Татьяна Викторовна Семёнова

Модуль 1. Планирование учебного проекта

Фрагмент из пособия "КАК ПОМОЧЬ СЛУШАТЕЛЮ ОСВОИТЬ ПРОГРАММУ «ОБУЧЕНИЕ ДЛЯ БУДУЩЕГО»?"

Задачи модуля
  1. Обсудить цели программы «Обучение для будущего» и ожидания слушателей.
  2. Спланировать учебный проект.
  3. Разработать триаду вопросов, которые управляют проектом.
В результате изучения модуля слушатели смогут:
Трудности модуля
Этапы освоения модуля

1-й этап. Представление программы «Обучение для будущего». Разъяснение целей обучения и ожидаемых результатов.
2-й этап. Знакомство членов группы.
3-й этап. Проектная методика – что это такое?
4-й этап. Знакомство с проектами и критериями «хорошего» проекта.
5-й этап. Планирование собственного учебного проекта.
6-й этап. Создание папок и начало заполнения визитной карточки проекта.

Содержание работы, расстановка акцентов, преодоление трудностей

1-й этап. Представление программы «Обучение для будущего»

Тьютор знакомит слушателей с программой «Обучение для будущего». Для этого он демонстрирует (с использованием проектора, большого монитора или синхронного просмотра на ученических мониторах) презентацию курса, имеющуюся на CD-диске, который прилагается к учебнику, в разделе Модуль 1: Введение. Тьютор разъясняет цели обучения и ожидаемые результаты, представленные в учебном пособии по Программе.

Важно, чтобы уже на этапе представления программы слушатели осознали, что информационные и коммуникационные технологии в программе рассматриваются не как предмет изучения, а как средство профессиональной педагогической деятельности. Это значит, что в основе реализации программы лежат технологии педагогические – проектный метод, обучение в сотрудничестве, технология развития критического мышления, дискуссии. Другими словами, деятельность слушателя программы организуется средствами педагогических технологий, реализация которых формирует устойчивую потребность в использовании ИКТ и интерес к познанию их педагогических и технологических возможностей.

2-й этап. Знакомство членов группы

Если есть необходимость, тьютор организует знакомство членов группы. Для проведения знакомства существует много разных приемов, которые используются по усмотрению тьютора.
Один из них — «Расскажи мне о себе». Слушатели по кругу или по желанию сообщают информацию о себе:

  1. фамилия, имя, отчество;
  2. как можно называть на программе (например, по имени или по имени и отчеству и т.д.);
  3. преподаваемый предмет;
  4. увлечения;
  5. что ожидаете от программы.

Если у слушателей нет необходимости знакомиться, то важно организовать сбор ожиданий и запросов слушателей.
Почему знакомство или сбор запросов и ожиданий важно организовать не сразу, а на втором этапе, после представления программы? Это важно потому, что на этапе представления слушатели поймут ИДЕЮ программы и свои запросы и ожидания будут формулировать в соответствии с ней.
Собранные запросы и ожидания следует сохранить в любой форме до конца работы по программе и использовать в 10-ом Модуле для организации рефлексии.

На этом же этапе знакомства важно предложить слушателям стать полноправными участниками Программы и заполнить входную анкету слушателя на сайте программы. Таким образом, слушатель первично знакомится с сайтом Программы, заявляет о себе как об участнике Программы, становясь членом сетевого сообщества.

3-й этап. Проектная методика – что это такое?

Проводится просмотр и обсуждение презентации о новых педагогических технологиях (размещенной на CD-диске в разделе «Модуль 1: Дискуссия»).

На этом этапе важно организовать дискуссию, которая поможет слушателям глубже понять, что такое проектный метод. Для организации дискуссии можно разбить слушателей на группы и каждой из них предложить тексты, раскрывающие содержание и смысл проектного метода. После прочтения группы представляют каким-либо образом оформленное резюме по содержанию конкретного текста.

Примеры текстов для обсуждения

4-й этап. Знакомство с проектами

Знакомство с примерами проектов (размещенных на CD-диске в разделе «Модуль 1: Занятие 1»).

5-й этап. Планирование собственного учебного проекта

Тьютор излагает требования к проектам, основополагающим вопросам, вопросам учебной темы и вопросам для исследований учащихся, технологии планирования проектов, предлагает слушателям сформулировать или выбрать тему проекта, который предстоит разработать в ходе курса, организует обсуждение тем проектов, основополагающих вопросов, вопросов учебной темы и вопросов для исследований учащихся.

5.1. При изложении требований к проектам тьютору окажет помощь следующий материал.

Характеристики успешных проектов

* Учащиеся находятся в центре образовательного процесса.
Проекты дают возможность учащимся строить свою учебную деятельность в соответствии с их интересами и увлечениями. Учащиеся активно участвуют в работе над проектом, т.к. они учатся через поиск, рассматривают различные варианты решения задач проекта.

* Работа над проектом соответствует образовательным стандартам и программе обучения.
При разработке проекта за основу принимают центральные понятия учебной программы, соответствующей местным или национальным образовательным стандартам. Проект имеет четкие цели, определяющие планируемые результаты обучения.

* Проекты управляются Основополагающими Вопросами.
Проекты помогают учащимся осмысленно исследовать проблемы, обозначенные в Основополагающем Вопросе, Вопросах Учебной Темы, Частных Вопросах. Эта триада помогает учащимся погрузиться в сложные проблемы реального мира и исследовать их.

* Проекты включают в себя разнообразные виды оценки.
Задачи, стоящие перед учащимся на каждом этапе проекта, четко сформулированы, и их выполнение контролируется с помощью различных типов оценки и многочисленных контрольных точек. Учащиеся имеют доступ к руководствам по выполнению заданий и знают, что от них требуется. В рамках проекта есть возможность рефлексии и обратной связи.

* Проекты имеют связь с реальным миром.
Темы проектов связаны с жизнью учащихся и миром за пределами класса. Это означает, что учащиеся исследуют реальные проблемы и могут представить свои результаты реальной аудитории, пользоваться ресурсами сообщества, консультироваться с экспертами в рамках своей темы исследования и общаться с использованием ИТ.

* Учащиеся представляют свои достижения через конечный продукт исследования.
Проекты обычно заканчиваются тем, что учащиеся демонстрируют свои знания через конечные продукты исследования или презентации. Конечные продукты исследования дают учащимся возможность самовыражения и осознания самостоятельности учебной деятельности.

* ИТ обеспечивают и повышают эффективность обучения.
ИТ используются для развития мыслительных умений и знаний по предмету. Деятельность учащихся не ограничивается работой в классе. Они взаимодействуют с удаленными классами, делятся информацией на web-сайтах или проводят презентации за пределами класса, решая реальные проблемы.

* Для работы над проектом необходимы мыслительные умения высокого уровня.
Работа над проектом способствует развитию метапознавательных и познавательных мыслительных умений, таких как самооценка, решение проблем, принятие решений.

* Образовательные стратегии разнообразны и обеспечивают многообразные стили учения.
Применение целого спектра образовательных стратегий гарантирует возможность вовлечения каждого ученика в деятельность по реализации проекта. Обучение может включать различные виды групповой работы, деятельность, обеспечивающую обратную связь с учителем и одноклассниками и т.д.

5.2. Как показывает опыт реализации программы, слушатели испытывают трудности при формулировке триады вопросов, которые лежат в основе всего проек та; особые затруднения вызывает формулировка Основополагающего Вопроса.

Ниже приведены материалы:

А. «Вопросы в обучении», которые, вместе с материалами учебного пособия, помогут тьютору объяснить суть и инновационность используемой в программе триады вопросов для проектирования и реализации учебного проекта.

А. Вопросы в обучении

Б. «Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности», которые помогут тьютору в разъяснении слушателям дидактических целей проекта.

Б. Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности

В. Таблица «Таксономия мыслительных умений по Блуму» послужит опорой для осмысления и разработки заданий для учащихся в планируемом проекте.

В.Таксономия мыслительных умений по Блуму

В результате работы у каждого из слушателей сложится своя триада вопросов для конкретного разрабатываемого проекта. Она в итоге может выглядеть таким образом:

Image:articles_60_01pic1.jpg

Напоминаем слушателям, что в результате их размышлений может быть сформулирован не один вопрос учебной темы, а несколько, не три вопроса для исследований учащихся, а больше. Это впоследствии по ходу создания УМП слушателем будет выбран один вопрос учебной темы и три вопроса для исследований учащихся. Все сформулированные вопросы могут быть представлены в визитной карточке проекта, что поможет осмыслению и развитию сделанного после окончания обучения по программе в послекурсовый период.

Где можно больше узнать об ОПВ?

6-й этап. Создание папок и начало заполнения визитной карточки проекта

Возможно использование готовой системы папок (иначе требуется много времени на их создание).
Заполняем визитную карточку проекта.