iTeach

Библиотека: Материалы тьюторов

Инструменты
Персональный раздел
Категории

В этом разделе размещаются статьи, посвященные различным аспектам образования, в том числе, использованию информационных и коммуникационных технологий в образовательной деятельности. Для поиска интересующей вас публикации выберите нужную категорию, и вы получите список всех статей по данной теме.

Электронные ресурсы для создания проекта

О.Н.Шилова, М.Б.Лебедева | 17/1/2007 17:14:09 | Татьяна Викторовна Семёнова

Модуль 2. Электронные ресурсы для создания проекта

Фрагмент из пособия "КАК ПОМОЧЬ СЛУШАТЕЛЮ ОСВОИТЬ ПРОГРАММУ «ОБУЧЕНИЕ ДЛЯ БУДУЩЕГО»?"

Задачи модуля
  1. Собрать необходимые материалы для выполнения проекта, используя ресурсы Internet, материалы на компакт-дисках.
  2. Уточнить триаду вопросов, которые будут использоваться в учебном проекте.
  3. Осуществить предварительное планирование содержания разработок учителя и учащегося в ходе реализации проекта.
В результате изучения модуля слушатели будут иметь представление о:
В результате изучения модуля слушатели смогут:
Трудности модуля
Этапы освоения модуля

1-й этап. Библиографические правила цитирования источников.
2-й этап. Использование каталогов и поисковых машин.
3-й этап. Самостоятельный поиск информации в Internet.
4-й этап. Использование материалов на компакт-дисках.

Содержание работы, расстановка акцентов, преодоление трудностей

1 этап. Библиографические правила цитирования источников

Следует обратить внимание на то, что в связи с широким распространением мультимедиа существенно расширилась трактовка понятия «источник информации». Если раньше к источникам информации относили только текстовые источники, то в настоящее время рассматриваются следующие виды информационных ресурсов:

В настоящее время описание различных источников информации осуществляется в соответствии с Межгосударственным стандартом «БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ЗАПИСЬ. БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ. Общие требования и правила составления», который был принят в 2004 году.
Библиографическое описание содержит библиографические сведения о документе, которые приводятся по определенным правилам, устанавливающим наполнение и порядок следования областей и элементов, и предназначенные для идентификации и общей характеристики документа. Новый способ библиографического описания максимально приближен к международным стандартам.
Основные особенности библиографического описания, на которые следует обратить внимание слушателей, следующие.

  1. При описании авторов издания после фамилии автора ставится запятая.
  2. В библиографическом описании обязательно указывается тип издания: [Текст], [Изопродукция], [Электронное издание] и др.
  3. Элементы описания делятся на обязательные и дополнительные. К числу обязательных элементов издания (они должны присутствовать в описании в обязательном порядке) относятся: автор, название, тип издания, место издания, издательство, количество страниц (или другая информация об объеме издания, соответствующая его типу).

Примеры библиографических описаний

2-й этап. Использование каталогов и поисковых машин

Обычно поиск информации с использованием электронных ресурсов вызывает большие сложности у обучающихся, особенно если они впервые в жизни сталкиваются с поиском информации в Internet. Поэтому с самого начала следует обратить внимание слушателей на то, что есть две возможности:

В первом случае удобно воспользоваться Федеральными образовательными порталами, которые содержат множество ссылок на конкретные электронные образовательные ресурсы, сгруппированные как по предметным областям, так и по тематике.
Слушателям может быть рекомендован следующий список федеральных образовательных порталов:

Федеральный портал Российское образование
www.edu.ru

Российский общеобразовательный портал
www.school.edu.ru

Дополнительное образование детей
www.vidod.edu.ru

Поддержка ЕГЭ
www.ege.edu.ru

Естественно-научный образовательный портал Содержит разделы по предметным областям Физика; Химия; Биология; Математика
www.en.edu.ru

Федеральный образовательный портал "Экономика. Социология. Менеджмент."
www.ecsocman.edu.ru

Федеральный правовой портал "Юридическая Россия"
www.law.edu.ru

Социально-гуманитарное и политологическое образование
www.humanities.edu.ru

Инженерное образование
www.techno.edu.ru

Информационно-коммуникационные технологии в образовании
www.ict.edu.ru

Российский портал открытого образования
www.openet.edu.ru

Поддержка процессов обучения в странах СНГ
www.sng.edu.ru

Международное образование
www.international.edu.ru

Здоровье и образование
www.valeo.edu.ru

Федеральный портал "Сравнительная образовательная политика"
www.development.edu.ru

Относительно второго способа поиска информации следует обратить внимание слушателей на то, что в Internet существуют различные инструменты для поиска информации.

Вид поисковых услуг Особенности Примеры
Каталоги Хранят информацию, предоставляемую им серверами по специальным формам. Информация разбивается на классы. Самообновления информации не происходит http://www.ru http://list.ru http://max.ru
Поисковые системы Ежедневно «прочесывают» сеть Internet и каталогизируют текстовую информацию http://www.rambler.ru http://www.yandex.ru http://www.aport.ru http://www.google.ru
Метапоисковые системы Позволяют с помощью одного запроса обратиться сразу к нескольким средствам поиска http://www.metabot.ru http://www.360.ru

При использовании любой поисковой системы существенная проблема, которая возникает у слушателей: корректное формирование запросов с тем, чтобы найти необходимую информацию. Чаще всего слушатели формируют слишком широкий запрос и поэтому в результате поиска получают информационный массив с избыточной информацией.
Вторая ошибка, которую допускают слушатели, это узкое видение проблемы, когда на протяжении большого промежутка времени они осуществляют поиск только по одному запросу, т.е. смотрят на исследуемую проблему только с одной стороны.
Задача тьютора – предложить слушателю систему приемов, которые помогут в поиске информации. К числу таких приемов относятся следующие:

1) построение кластеров
Перед поиском информации необходимо построить схему, на которой представить систему ключевых слов и словосочетаний, имеющих отношение к исследуемой проблеме. При построении кластеров нужно в центральном овале расположить ту проблему, которую мы исследуем. В овалах второго уровня указываются факторы, в овалах третьего уровня происходит детализация информации.
Пример:
Вопрос для исследований учащихся: «Какие факторы влияют на рост растений?»

Image:articles_59_02pic1.jpg

По сути дела на такой схеме будет представлена система запросов, которые можно использовать при поиске информации. Ключевые слова и словосочетания: влияние освещенности на рост растений, влияние состава почвы на рост растений и др.

2) построение концептуальной таблицы
Концептуальная таблица представляет собой таблицу, которая в систематизированном виде описывает исследуемую проблему с разных сторон. Для ее построения необходимо прежде всего выявить те основания, по которым будет описываться проблема.
Пример:
Вопрос для исследований учащихся: «Какие социальные проблемы существуют в большом городе?»

Социальные проблемы Категория населения
  подростки работающие взрослые пенсионеры
Культурный досуг Клубы по интересам Клубы выходного дня Специальные клубы и кружки
Организация общения Молодежные группировки    
Занятия спортом Спортивные площадки Время занятий (только вечернее или выходные дни) Специальные тренеры, специальные программы
Организация среды проживания Привлечение к работам по благоустройству Товарищества собственников жилья Товарищества собственников жилья

Построение таблицы поможет также выявить систему ключевых слов для поиска информации. Ключевые слова: подростковые клубы по интересам; клубы выходного дня для взрослых; спортивные площадки для подростков: занятия спортом для пенсионеров.

3) построение причинной карты
Причинная карта – это такой графический способ представления информации, который помогает видеть причины событий, явлений. В центре причинной карты указывается та проблема, над которой предстоит подумать. Вокруг в прямоугольниках располагаются причины, которые оказывают влияние на проблему. Данные прямоугольники связаны с центральным стрелками. Стрелки могут иметь разную толщину.
Пример:
Вопрос для исследований учащихся: «Почему принято говорить о глобальном экологическом кризисе?»

Image:articles_59_02pic2.jpg

Выявленные причины также помогают в определении системы ключевых слов для поиска информации.
Ключевые слова и словосочетания: загрязнение атмосферы, выбросы транспорта, выбросы промышленных предприятий, загрязнение почвы, вырубка лесов, загрязнение водоемов и др.

4) формирование списка факторов, относящихся к проблеме
На данном этапе перед поиском информации важно просто составить как можно более длинный список факторов. В дальнейшем можно будет отобрать существенные и несущественные факторы, провести ранжирование.
Пример:
Исследовательский вопрос: «Почему в нашем обществе существуют национальные проблемы?»

Факторы
Наша страна многонациональная, в ней живут рядом представители разных наций и народностей
Люди плохо знают о национальных особенностях и традициях разных наций
В стране отсутствует интернациональное воспитание Факторы
Наша страна многонациональная, в ней живут рядом представители разных наций и народностей
Национальные проблемы существуют в любом обществе и всегда
Разные народы живут в разных экономических условиях

Выявленные факторы представляют систему ключевых слов для поиска информации. Ключевые слова: национальные особенности и традиции, интернациональное воспитание, национальные проблемы, нации и народности.

5) формирование списка положительных и отрицательных аргументов
Такой прием более всего подойдет для проектов, в которых нужно будет сравнить влияние положительных и отрицательных факторов.
Пример:
Исследовательский вопрос: «Почему нужно знать историю малой Родины?»

Аргументы ЗА Аргументы ПРОТИВ
Чтобы бережно относиться к памятникам культуры Достаточно знать историю страны, история малой Родины – это лишь часть истории страны
Чтобы лучше понимать историю всей страны Это слишком частные вопросы, и знать их не обязательно
Чтобы всегда быть способным рассказать об истории родного края  
   

После того как слушатели выполнят подготовительную работу по анализу исследуемой проблемы, можно предложить им составить список ключевых слов и словосочетаний, которые они будут использовать при поиске информации. Ключевые слова: малая Родина, краеведение, памятники культуры …

Сохранение информации, найденной в Internet
Основная проблема данного этапа: слушатели чаще всего сохраняют целиком страницы сайта, при этом сохраняется много лишней информации, и на дальнейших этапах работы трудно производить отбор нужных сведений.
С самого начала следует обратить внимание слушателей на то, что им могут понадобиться следующие виды информации: текстовая, графическая (рисунки, фотографии, схемы), аудио, видео.
Следует обратить внимание слушателей на то, что существуют разные способы сохранения информации, найденной в Internet. Сравнительные данные по разным способам представлены в таблице.

3-й этап. Самостоятельный поиск информации в Internet

На этом этапе важно обратить внимание слушателей на следующие моменты.

  1. Одновременно с поиском информации составляется список цитируемых источников.
  2. Необходимо четко сохранять информацию в папке Media-materials, с тем чтобы она не потерялась.

Если возникают проблемы с поиском информации, можно порекомендовать слушателям следующие способы выхода из кризисной ситуации:

Очень важная проблема, которую предстоит решить слушателям в процессе поиска информации в Internet – это оценка достоверности и выбор только той информации, которая заслуживает доверия. Можно обсудить со слушателями следующие критерии отбора:

4-й этап. Использование материалов на компакт-дисках

На данном этапе поиска электронных ресурсов следует учитывать возможности центра по предоставлению материалов на компакт-дисках. Могут быть предложены разработки следующих фирм: