iTeach

Библиотека: Материалы тьюторов

Инструменты
Персональный раздел
Категории

В этом разделе размещаются статьи, посвященные различным аспектам образования, в том числе, использованию информационных и коммуникационных технологий в образовательной деятельности. Для поиска интересующей вас публикации выберите нужную категорию, и вы получите список всех статей по данной теме.

Создание презентации учащегося

О.Н.Шилова, М.Б.Лебедева | 17/1/2007 16:53:06 | Татьяна Викторовна Семёнова

Модуль 3. Создание презентации учащегося

Фрагмент из пособия "КАК ПОМОЧЬ СЛУШАТЕЛЮ ОСВОИТЬ ПРОГРАММУ «ОБУЧЕНИЕ ДЛЯ БУДУЩЕГО»?"

Задачи модуля
  1. Обсудить возможности использования Microsoft PowerPoint в школе.
  2. Спланировать презентацию учащегося как представление результатов исследования в рамках учебного проекта.
  3. Создать презентацию учащегося.
  4. Разработать критерии оценивания презентации учащегося.
В результате изучения модуля слушатели будут иметь представление о:
В результате изучения модуля слушатели смогут:
Трудности модуля
Этапы освоения модуля

1-й этап. Что такое учебное исследование?
2-й этап. Знакомство с материалами диска.
3-й этап. Планирование презентации.
4-й этап. Создание презентации.
5-й этап. Разработка критериев оценки презентации учащегося.

Содержание работы, расстановка акцентов, преодоление трудностей

1-й этап. Что такое учебное исследование?

Основные понятия учебно-исследовательской деятельности

Исследовательская деятельность учащихся – образовательная технология, использующая в качестве главного средства достижения образовательных задач учебное исследование. Такая деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста – руководителя исследовательской работы.
Для исследовательской деятельности, в какой бы сфере она не осуществлялась, характерны следующие этапы:

Такая последовательность является нормой (общим алгоритмом) исследовательской деятельности в любой предметной области.

Учебное и научное исследование. Исследование в образовательном процессе является учебным. В науке главной целью исследования является получение новых знаний, новых теоретических и практических приращений, направленных на изменение и развитие предмета и объекта исследования. В образовательном процессе при организации учебного исследования к цели познания добавляется педагогическая цель – приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения окружающего мира, развитие критического мышления (мышления исследовательского типа), активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе через развитие познавательного интереса на основе приобретения субъективно новых знаний и формирования способов деятельности.
Под субъективно новыми способами деятельности и знаниями можно понимать освоение форм и методов организации собственной познавательной и образовательной деятельности, самостоятельно получаемые знания, которые являются новыми и личностно значимыми для конкретного ученика. Иными словами, происходит становление компетентности ученика, столь необходимой для человека ХХI века, появляются условия для создания личностно значимой, комфортной образовательной среды.

Отличие и взаимосвязь исследовательской деятельности и метода проектов. Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт. Для исследования он самоценен. Метод же проектов – это способ эффективного выстраивания какого-либо типа деятельности (в т. ч. исследовательской). Таким образом, исследовательская деятельность учащихся может быть организована методом проектов.

Исследовательский проект учащегося – проект по выполнению исследовательской работы, который разрабатывается совместно с руководителем в соответствии с этапами исследовательской деятельности. Главной целью исследовательского проекта учащегося является получение представлений о том или ином явлении, процессе, предмете, организованное оптимальным способом.

Специфика реализации исследовательских задач в школе. На тематику, характер и объем исследований учащихся накладываются закономерности возрастной психологии. Для подросткового и юношеского возраста характерны невысокий уровень образования, несформированность мировоззрения, недостаточная развитость способности к самостоятельному анализу окружающей действительности. Поэтому не каждая задача, взятая из научной тематики, может быть пригодна для учебного исследования. Исследовательские задачи для учащихся должны удовлетворять определенным требованиям. Например, результаты их решения должны находиться в зоне ближайшего развития ученика; задачи могут быть связаны с исследованием влияния какого-либо одного параметра на изменения объекта (задачи практикума), с исследованием изменений в зависимости от влияния нескольких несложных факторов (исследовательские задачи). Выбор более сложных задач, особенно на первых этапах организации исследований учащихся, может скорее заглушить естественный познавательный интерес ученика, нежели поддержать его и развить.

Представление исследований. Представление результатов исследований имеет решающее значение во всей работе. Представлению результатов исследовательской деятельности присущи очень четко выраженные и характерные именно для этой деятельности атрибуты. Результаты научных исследований принято представлять в следующих формах: тезисы, научная статья, популярная статья, устный доклад, стендовый доклад, диссертация, монография. В этих формах могут быть представлены и неисследовательские работы учащихся, например, рефераты, экспериментальные работы, описательные работы, которые впоследствии могут перерасти в исследовательские или быть их составной частью.

Это интересно!

Классификация типов творческих работ учащихся (по А.В. Леонтовичу):

Итак, если УМП слушателя будет направлен на организацию учебного исследования по проектной методике, то он как учитель должен быть готов помочь учащимся ответить на следующие вопросы: какова цель/результат моего (нашего) исследования? в какой форме результат будет представлен? каков инструмент публичного представления результата (презентация как инструмент сопровождения представления результата)?

Кроме обозначенных выше форм представления результатов исследовательских проектов, приведем перечень и других возможных выходов проектной деятельности: web-сайт, анализ данных социологического опроса, атлас, атрибуты несуществующего государства, бизнес-план, видеофильм, видеоклип, выставка, газета, журнал, действующая учебная фирма, законопроект, игра, карта, коллекция, костюм, макет, модель, музыкальное произведение, мультимедийный продукт, оформление кабинета, пакет рекомендаций, письмо в …, праздник, прогноз, путеводитель, серия иллюстраций, система школьного самоуправления, сказка, справочник, сравнительно-сопоставительный анализ, чертеж, сценарий, экскурсия и др.

2-й этап. Знакомство с материалами диска

Этот этап очень важен по трем причинам. Первая причина – осмысление информации, полученной слушателем на первом этапе. Вторая причина – знакомство с опытом коллег, которые обучались по программе «Обучение для будущего». Третья причина (очень важная!) – пропедевтическая подготовка слушателей к разработке осмысленных и качественных критериев оценивания презентации ученика, которые они должны разработать в рамках 3-го Модуля.

Для организации этого этапа можно порекомендовать слушателям выступить в качестве экспертов и выполнить задание [[File:articles_58_03table1.doc|«Я эксперт!».]]

3-й этап. Планирование презентации

Итак, с позиции учителя слушателю теперь понятно, что такое учебное исследование, как оно может быть спланировано и организовано. Теперь очень важно пояснить слушателю, что, планируя презентацию, он становится учеником, учеником 1-го, 2-го, 3-го и т.д. класса (в зависимости от выбранной темы проекта).
Для настроя перехода слушателя на позицию ученика имеет смысл предложить каждому слушателю произнести текст примерно следующего содержания: «Я ученик! Я ученик такого-то класса. У меня есть вопрос для исследования (воспроизвести вопрос). Я хочу ответить на вопросы: что я исследую? какие результаты предполагаю получить в результате исследования? как я организую свое исследование? какая информация мне для этого нужна? какие методы и методики я могу использовать? в какой форме я хочу представить результат своего исследования? как я доведу результаты исследования до других?»
Ответы на эти вопросы кратно можно обсудить в парах или в рамках 3-5-минутной групповой дискуссии.
В процессе постановки самому себе таких вопросов у слушателя может возникнуть необходимость корректировки вопросов для исследований учащихся, сформулированных в Модуле 1. Здесь тьютору важно пояснить слушателям, что корректировка не только возможна, но и приветствуется, уже с позиций более глубокого понимания, что такое учебное исследование. Если корректировка вопросов произошла, посоветовать слушателям зафиксировать изменения в визитной карточке проекта.

В итоге обсуждения складывается обобщенная структура презентации результатов исследования, не зависящая от предмета (-тов), в рамках которых организуется проект.
Структура презентации может быть примерно следующей.
1-й слайд. Вопрос для исследования ученика / Тема исследования ученика, автор(ы).
2-й слайд. Вопрос учебной темы (как объект исследования), гипотеза исследования.
3-й слайд. Цель исследования, задачи исследования (что я поэтапно и конкретно сделал, чтобы достичь цели).
4-й слайд – n-й слайд. Краткое/тезисное представление решенных задач (или, иными словами, представление хода исследования).
Здесь важно еще раз обратить внимание слушателей на то, что презентация является визуальным представлением и сопровождением результатов проведенного исследования, поэтому для лучшего понимания целесообразно иллюстрировать тезисы графическими изображениями, схемами, диаграммами, таблицами.
n +1 слайд. Выводы, которые могут быть представлены в форме обобщений, перечня результатов, предложений, рекомендаций, алгоритмов деятельности и др. Здесь важно еще раз обратить внимание слушателей на соотнесение выводов с целью и гипотезой исследования.
n +2 слайд. Использованные источники.

Большим «подводным камнем» этого этапа (и это важно помнить тьютору!) является «плохая» формулировка слушателями целей и задач исследования. Опыт показывает, что, несмотря на пребывание слушателей в роли ученика, цели и задачи исследования упорно формулируются ими от имени учителя, на языке учителя. Тьютору важно корректно и убедительно победить это «упорство». Опыт также показывает, что как только слушателю удается сформулировать цели и задачи исследования от имени ученика и на языке ученика, наступает «просветление», слушатель действительно входит в роль ученика и работает вдохновенно и с интересом.

4-й этап. Создание презентации

Тьютору необходимо поинтересоваться, знакомы ли слушатели с технологией создания мультимедийных презентаций PowerPoint, и если есть необходимость, познакомить желающих с основными приемами работы создания презентаций (с использованием мультимедийного проектора).
Именно на этом этапе оказывается необходимым обратить внимание слушателей на Модуль 8 учебного пособия, где приведены рекомендации по оформлению слайдов и представлению информации на слайдах. Знакомство с этой информацией сейчас очень помогает слушателям в создании хороших с точки зрения визуального восприятия презентаций. В процессе создания презентаций тьютор дает слушателям консультации по особенностям использования технологии PowerPoint в зависимости от потребностей каждого.

Эффективным завершением этапа является организация тьютором знакомства слушателей с работами друг друга. Такая работа позволяет слушателям вспомнить, какую тему разрабатывает каждый, увидеть первые результаты работы, настроиться на разработку критериеев оценки мультимедийной презентации.

5-й этап. Разработка критериев оценки презентации учащегося

Еще один «подводный камень» Модуля. Как говорят многие слушатели, до создания качественных критериев оценки презентаций просто не доходят руки, не хватает времени. Но проблема создания таких критериев является краеугольной, причем не только для слушателей программы «Обучение для будущего», но и для всего нашего образования.

Критерии оценки являются средством гуманизации образовательного процесса!!! Понятные и известные критерии помогают думать, творить, выбирать нужный путь.

Критерии оценки являются своего рода соглашением о «правилах игры», то есть содержат перечень признаков, по которым будут оцениваться результаты ученических исследований.

Поясняя слушателям важность разработки критериев оценки работы учащихся, можно организовать небольшую дискуссию, обсуждая, например, следующую ситуацию. Только что Вы в роли учеников провели исследование и представили результаты этого исследования посредством мультимедийной презентации. Давайте попытаемся ответить на следующие вопросы:

Ответы на вопросы рекомендуется записывать на доске или флип-чарте.

В результате обсуждения ответов слушатели формулируют те общие позиции, на которые они обращали внимание, создавая презентации: структура, содержание, корректность текста, оформление презентации. Эти позиции и являются теми обобщенными критериями, по которым может происходить оценивание, сравнение. Далее предлагаем слушателям конкретизировать каждый обобщенный критерий в соответствии с собственным исследованием. Например:
Структура презентации (нижеследующие показатели могут быть общими для всех)

Содержание презентации (нижеследующие показатели у слушателей должны получиться разными и отражать содержание и методы той предметной области, в рамках проблем которой организуется учебное исследование). Идея такова – по показателям, характеризующим содержание, можно увидеть само исследование. Например:

Корректность текста презентации:
см. Учебное пособие, стр. 55.
Оформление презентации:
см. Учебное пособие, стр. 53.

После проведенного обсуждения рекомендуем слушателям обратиться к материалам диска «Модуль 3: занятие 2» и познакомиться с представленными там критериями оценки. На основании этого знакомства слушатели могут что-либо изменить и подправить в своих критериях оценки, а также определиться со шкалой оценки (количественной или качественной).

Как правило, во время, отведенное для занятий в Модуле 3, слушатели не успевают оформить критерии оценки. Но теперь, когда ясно, что это такое, напоминаем слушателям, что следующий Модуль 4 (или следующий день занятий) начнем с обсуждения готовых критериев оценки мультимедийной презентации.

Где можно больше узнать о критериях оценки и поделиться своими мыслями, сомнениями, предложениями? [http://www.iteach.ru/forum/probvopros.html/ — форум программы Intel] «Что такое основополагающий вопрос и критерии оценки?», ведущий — Николай Николаевич Скосырев.