iTeach

Библиотека: Материалы тьюторов

Инструменты
Персональный раздел
Категории

В этом разделе размещаются статьи, посвященные различным аспектам образования, в том числе, использованию информационных и коммуникационных технологий в образовательной деятельности. Для поиска интересующей вас публикации выберите нужную категорию, и вы получите список всех статей по данной теме.

Создание дидактических материалов

О.Н.Шилова, М.Б.Лебедева | 17/1/2007 15:13:58 | Татьяна Викторовна Семёнова

Модуль 6. Создание дидактических материалов

Фрагмент из пособия "КАК ПОМОЧЬ СЛУШАТЕЛЮ ОСВОИТЬ ПРОГРАММУ «ОБУЧЕНИЕ ДЛЯ БУДУЩЕГО»?"

Задачи модуля
  1. Обсудить возможности использования дидактических материалов в учебной деятельности.
  2. Обсудить возможности и особенности использования дидактических материалов в организации проектной деятельности учащихся.
  3. Обсудить средства разработки и представления дидактических материалов: MS Word, MS Publisher.
  4. Скорректировать описание проекта.
В результате изучения модуля слушатели будут иметь представление о:
В результате изучения модуля слушатели смогут:
Трудности модуля
Этапы освоения модуля

1-й этап. Организация дискуссии в группе о роли и месте дидактических материалов в проектной деятельности.
2-й этап. Выбор технологии разработки дидактических материалов.
3-й этап. Разработка продукта – дидактических материалов развивающего характера, направленных на организацию самостоятельной мыслительной деятельности учащихся.

Содержание работы, расстановка акцентов, преодоление трудностей

1-й этап. Организация дискуссии в группе о роли и месте дидактических материалов в проектной деятельности

На этом этапе тьютору важно помочь слушателю осмыслить роль дидактических материалов, разрабатываемых учителем, при организации и проведении учебного проекта, а также спланировать дидактические материалы развивающего характера в соответствии с этапом работы учащихся в проекте.

Одним из вариантов организации дискуссии может быть интерактивная игра. Выбор такой формы начала обучения по 6-му Модулю программы обусловлен тем, что интерактивная игра – это педагогически ориентированная обучающая ситуация, которая способствует личностному и профессиональному развитию.
Главный вопрос игры: «Как помочь слушателю создавать дидактический материал не контролирующего, а развивающего характера?»

Организация игры

  1. Представление хода игры тьютором. 3 мин.
  2. Сбор мнений по кругу «Как Вы думаете?» 8-10 мин.
  3. Преодоление кризиса жанра «Я понимаю – Я выбираю – Я делаю». 7 мин.
  4. Представление слушателями аргументированного выбора цели, содержания и формы дидактических материалов. 5 мин.\\

Вся игра занимает примерно 25-30 минут, что соответствует времени, отведенному в 6-м Модуле на обсуждение и дискуссию в учебном пособии программы.

Ход игры: (игра может сопровождается презентацией)

Шаг 1. Представление хода игры тьютором. Тьютор поясняет, что интерактивная игра – это педагогически ориентированная обучающая ситуация, которая способствует личностному и профессиональному развитию, затем формулирует задачи игры.

Шаг 2. Сбор мнений по кругу «Как Вы думаете?» Тьютор последовательно предъявляет слушателям вопросы для обсуждения. Ответы – мнения слушателей записываются на доске / флип-чарте.

Таблица 1 приводится в помощь тьютору. Столбец «Примерный результат сбора мнений…» Таблицы 1 слушателям не предъявляется. Эта информация предназначена для ориентировки тьютора.

В итоге обсуждения вопросов у слушателей формируется примерно следующее представление о роли и назначении дидактических материалов в проектной работе.
Дидактические материалы в проектной работе:

  1. представляют собой тип разрабатываемого учителем учебного пособия, которое раздается учащимся для самостоятельной работы в классе, дома или демонстрируется на уроке перед всем классом;
  2. предназначены для:

Результат шага 2: понимание роли и назначения дидактических материалов в проектной работе.

Шаг 3. Преодоление кризиса жанра «Я понимаю – Я выбираю – Я делаю». На этом этапе слушатели работают в соответствии со следующим заданием.

Задание:

  1. На схеме управления проектом укажите маркером ü место (этап реализации проекта), где Вы считаете возможным и необходимым использование дидактических материалов.
  2. Обоснуйте Ваше решение.

Результат шага 3: понимание слушателями многообразия дидактических материалов развивающего характера, реализуемых в проектной деятельности.

На этом шаге игры можно рекомендовать слушателям просмотреть примеры дидактических материалов, представленных на CD-диске в Модуле 6, с целью познакомиться с опытом коллег, помочь в обосновании собственного выбора и в выборе формы представления дидактических материалов, увидеть возможные ошибки и недочеты – свои и коллег.

Шаг 4. Представление аргументированного выбора цели, содержания и формы дидактических материалов для разрабатываемого УМП.

На этом этапе важно выслушать аргументацию каждого слушателя о цели, содержании и форме возможных дидактических материалов в его УМП.
Можно предложить слушателям краткий план представления собственных дидактических материалов.
План представления планируемых дидактических материалов:

Все предложения слушателей записываются тьютором в список, который открыт в течение изучения модуля и помогает каждому определиться в индивидуальном выборе по разработке дидактических материалов.
Результат шага 4: список возможных примеров дидактических материалов, которые могут использоваться при организации проектной деятельности учащихся:

Результат игры. В результате организации такой работы слушатели, как правило, предлагают не единичный материал, а целую серию дидактических материалов для разных этапов проекта. В рамках программы остается только выбрать один и реализовать его. Другие могут быть созданы при внедрении проекта в практику. Слушатели отмечают, что реализация возможного многообразия дидактических материалов развивающего характера в проектной деятельности помогает ей заиграть яркими красками.

2-й этап. Выбор технологии разработки дидактических материалов

В зависимости от цели и содержания выбранных слушателем дидактических материалов, могут быть использованы и разные инструменты их представления и разработки. В учебном пособии по программе в качестве инструментов разработки предлагаются MS Word и MS Publisher. Но для полноты реализации замысла можно не ограничивать слушателей выбором только этих инструментов – желающие вполне могут использовать и графические редакторы, и MS Excel.

3-й этап. Разработка продукта – дидактических материалов развивающего характера, направленных на организацию самостоятельной мыслительной деятельности учащихся

В процессе создания продукта – дидактических материалов – тьютор индивидуально консультирует слушателей по особенностям и возможностям использования различных инструментов в зависимости от потребностей каждого.

Эффективным завершением этапа также является организация тьютором знакомства слушателей с работами друг друга.

В результате работы в рамках модуля у слушателей появляется потребность в корректировке описания проекта. Тьютору важно напомнить слушателям о необходимости отразить эти изменения в визитной карточке проекта в разделах «Методические задачи», «Краткая аннотация проекта», «Оценивание деятельности учащихся».