iTeach

Библиотека: Материалы тьюторов

Инструменты
Персональный раздел
Категории

В этом разделе размещаются статьи, посвященные различным аспектам образования, в том числе, использованию информационных и коммуникационных технологий в образовательной деятельности. Для поиска интересующей вас публикации выберите нужную категорию, и вы получите список всех статей по данной теме.

Электронные таблицы в проектной работе

Татьяна | 17/1/2007 15:37:07 | Татьяна Викторовна Семёнова

Модуль 5. Электронные таблицы в проектной работе

Фрагмент из пособия "КАК ПОМОЧЬ СЛУШАТЕЛЮ ОСВОИТЬ ПРОГРАММУ «ОБУЧЕНИЕ ДЛЯ БУДУЩЕГО»?"

Задачи модуля
  1. Обсудить публикации учащихся и критерии их оценки.
  2. Обсудить возможности использования Microsoft Excel в школе.
  3. Обсудить использование учителем и учащимися электронных таблиц в проектной работе.
  4. Создать средствами MS Excel дидактические материалы для учащихся или результаты исследования учащихся в рамках учебного проекта.
  5. Скорректировать описание проекта.

В результате изучения модуля слушатели будут иметь представление о:

В результате изучения модуля слушатели смогут:

Трудности модуля

Этапы освоения модуля

1-й этап. Определение приоритетов использования электронных таблиц в проектной работе.
2-й этап. Поиск и обсуждение вариантов представления результатов исследований учащихся по своему проекту (приемы «Дерево предположений» и «Взгляд со стороны»).
3-й этап. Разработка продукта – результата учебного исследования средствами MS Excel от имени учащегося.

Содержание работы, расстановка акцентов, преодоление трудностей

1-й этап. Определение приоритетов использования электронных таблиц в проектной работе

На этом этапе тьютору важно организовать обсуждение слушателями возможностей использования Microsoft Excel в школе. Внимание слушателей обращается на то, что электронные таблицы в проектной работе могут быть как инструментом работы учителя для разработки дидактических материалов, так и учащихся для представления результатов своих исследований.
Можно организовать дискуссию, результаты которой свести, например, в следующую схему 1 Image:articles_56_05pic1.jpg

После обсуждения возможностей использования Microsoft Excel в школе, важно мотивировать слушателей на использование электронных таблиц для представления результатов исследований учащихся, тем более что два предыдущих модуля (3 и 4) были связаны с разработкой продуктов проектной деятельности от имени учащихся. Такая мотивация послужит продолжением и развитием поиска слушателей ответов на вопросы: «Как направить самостоятельный поиск учащихся на решение проблемы?», «Каким образом можно представлять результаты ученических исследований средствами информационных технологий?»

2-й этап. Поиск и обсуждение вариантов представления результатов исследований учащихся по своему проекту (приемы «Дерево предположений» и «Взгляд со стороны»)

Работа слушателей может быть организована в парах (два слушателя разрабатывают два разных УМП) или в группах по 3-4 человека (один или оба УМП разрабатываются двумя слушателями).
Сначала работа ведется индивидуально.
Отсылаем слушателей к визитной карточке проекта с рекомендацией освежить в памяти следующие позиции:

Это важно сделать для того, чтобы из списка вопросов слушатель смог выбрать или переформулировать/подправить вопрос для исследований учащихся, результаты ответа на который можно представить средствами MS Excel.
Напоминаем слушателям, что в реальной проектной деятельности средство представления результатов учебного исследования ученика выбирается с позиций целесообразности в соответствии с содержанием проблемы, которое раскрывается и визуализируется с помощью информационных технологий. Но, работая по программе «Обучение для будущего», нам важно попробовать разные информационные технологии, средствами которых может быть представлен результат исследования. Поэтому сейчас идем от обратного: средство определено – это табличный процессор MS Excel, и под средство выбираем адекватное содержание, адекватную проблему, представление решения которой наиболее ярко и оптимально может выглядеть в электронной таблице.

Итак, вопрос для исследований учащихся выбран. Для помощи слушателю в определении возможностей MS Excel при представлении результатов исследования вопроса можно предложить им «вырастить дерево предположений».

Image:articles_56_05pic2.jpg

Здесь:

  1. «ствол дерева» – вопрос для исследований учащихся;
  2. «листья дерева» – предположения слушателя о вариантах использования учениками MS Excel в представлении результатов исследования вопроса;
  3. «веточки дерева» – аргументы обоснования предположений.

Если ««листьев и «веток» получится больше, можно их дорисовать.
При «выращивании дерева предположений» уточняем, что для высказывания предположений можно воспользоваться схемой 1 данного модуля, а аргументами для выбора предположений могут являться возможные ответы на следующие вопросы:

Результаты размышлений и «выращивания дерева предположений» слушатель(и) может записать в таблицу «Взгляд со стороны» в графу «Мои (наши) предположения».

Критерии самооценки проделанной работы могут быть следующие:

Затем начинается парная/групповая работа.
Придя «в гости» к коллеге(-гам) по учебной группе, слушатель сообщает: тему проекта; основополагающий вопрос; вопрос учебной темы; вопросы для исследований учащихся, результаты которого могут быть представлены средствами MS Excel; тип проекта — и просит высказать его (их) предположения и аргументы об использовании MS Excel для представления результатов исследования ученика. Собственные предположения пока коллеге не сообщаются. Высказанные варианты можно записать в графу таблицы «Предположения коллег», а затем совместно обсудить все предположения и выбрать наиболее интересные. После этого можно поменяться ролями и высказать свои предположения по проекту, предложенному коллегой. Теперь таблицу заполняет «принимающая гостей сторона».

Прием «взгляд со стороны» достаточно эффективен, когда обсуждаются проекты разных типов, из разных предметных областей. При работе над проектом возможно «зацикливание», а во «взгляде со стороны» присутствуют элементы игры, неожиданности, неопределенности, совета. Это стимулирует «полет» мысли и свободу высказываний.

3-й этап. Разработка продукта – результата учебного исследования средствами MS Excel от имени учащегося

В самом начале этапа напоминаем слушателям, что средствами MS Excel представляются результаты исследования от имени ученика, поэтому, так же, как и в предыдущих разработках от имени ученика – презентации и публикации – важно представление в конечном продукте вопроса для исследования, цели исследования и наличие выводов. Тьютору необходимо поинтересоваться, знакомы ли слушатели с технологией работы в табличном процессоре MS Excel, и если есть необходимость, познакомить желающих с основными приемами работы с электронными таблицами (с использованием мультимедийного проектора).
Именно на этом этапе обращаем внимание слушателей на то, что технология работы с табличным процессом подробно представлена на CD-диске, прилагаемом к учебному пособию в материалах Модуля 5.
В процессе создания продукта – результата учебного исследования средствами MS Excel тьютор индивидуально консультирует слушателей по особенностям и возможностям использования MS Excel в зависимости от потребностей каждого.

Эффективным завершением этапа также является организация тьютором знакомства слушателей с работами друг друга.

Если в результате работы в рамках модуля у слушателей появились изменения в системе сформулированных вопросов, во взгляде на проект, напоминаем им о необходимости отразить эти изменения в визитной карточке проекта.