iTeach

Библиотека: Материалы тьюторов

Инструменты
Персональный раздел
Категории

В этом разделе размещаются статьи, посвященные различным аспектам образования, в том числе, использованию информационных и коммуникационных технологий в образовательной деятельности. Для поиска интересующей вас публикации выберите нужную категорию, и вы получите список всех статей по данной теме.

Создание методических материалов

О.Н.Шилова, М.Б.Лебедева | 17/1/2007 11:56:34 | Татьяна Викторовна Семёнова

Модуль 7. Создание методических материалов

Фрагмент из пособия "КАК ПОМОЧЬ СЛУШАТЕЛЮ ОСВОИТЬ ПРОГРАММУ «ОБУЧЕНИЕ ДЛЯ БУДУЩЕГО»?"

Задачи модуля
  1. Обсудить возможности Интернета для общения учащихся.
  2. Спланировать представление методики организации и проведения учебного проекта.
  3. Разработать представление проекта с методическими рекомендациями в форме презентации.
  4. Познакомиться с электронной почтой и сетевым этикетом.
  5. Начать планирование web-сайта проекта.
В результате изучения модуля слушатели будут иметь представление о:
В результате изучения модуля слушатели смогут:
Трудности модуля
Этапы освоения модуля

1-й этап. Обсудить возможности Интернета для общения учащихся.
2-й этап. Спланировать и разработать представление проекта с методическими рекомендациями в форме презентации.
3-й этап. Познакомиться с электронной почтой и сетевым этикетом.
4-й этап. Начать планирование web-сайта проекта.

Содержание работы, расстановка акцентов, преодоление трудностей

1-й этап. Обсудить возможности Интернета для общения учащихся

Педагогическая деятельность, образовательная деятельность – это деятельность социальная. И как любая социальная деятельность, требует общения между ее участниками. В общении можно определить проблему, четко ее сформулировать, обсудить возможные пути решения, возможные результаты, найти единомышленников, с которыми можно заинтересованно обсуждать различные вопросы, получить оценку своей деятельности, наконец, и др.

Организовать и направить дискуссию в группе слушателей по проблемам использования Интернета для общения учащихся можно, используя следующие вопросы:

  1. Каковы возможности Интернет-технологий для организации общения учащихся по проекту?
  2. Повысится ли качество обучения, если учащимся будет обеспечена возможность общения по электронной почте вне класса? Почему?
  3. Как учащиеся могут использовать Интернет и электронную почту для общения с интересными людьми, специалистами в различных областях знаний, учащимися из других стран и школ?
  4. Может ли учитель повышать свою квалификацию, используя возможности Интернета? Почему?
  5. Как учитель может повышать свою квалификацию, работая в сети Интернет?
  6. Какие проблемы могут возникнуть в процессе организации общения в рамках реализации проекта? Каким образом их можно решить?

В поисках ответов на эти и другие вопросы, которые могут возникнуть у слушателей по вопросам общения посредством Интернета, можно рекомендовать слушателям познакомиться с содержанием сайтов, примеры которых приведены в учебном пособии по программе «Модуль 7: Дискуссия в группе».

2-й этап. Спланировать и разработать представление проекта с методическими рекомендациями в форме презентации

На этом этапе тьютору важно помочь слушателю осознать, что основная задача представления проекта с методическими рекомендациями – это демонстрация идей и действий слушателя, направленных на решение профессиональных педагогических задач с помощью информационных технологий и привлечение внимания к представляемому проекту участников, сочувствующих, заинтересованных, администраторов и т.д. По сути дела, разработка и представление проекта с методическими рекомендациями — это ответ слушателя на вопрос «Каким образом я могу заинтересовать своих коллег, представляя свой учебный проект, и сделать их своими соратниками?»

Прежде чем приступать к планированию представления проекта, целесообразно организовать работу слушателей по просмотру примеров готовых презентаций проектов с методическими рекомендациями, которые приведены на CD-диске в разделе «Модуль 7: Занятие 1». Здесь важно обратить внимание слушателей на наличие в презентациях методики организации и проведения проекта, на формулировки целей и задач, которые делает учитель, на предлагаемые пути решения задач, в том числе с помощью информационных технологий. Можно попросить слушателей выступить в качестве экспертов и выполнить следующее задание.

Определившись в вышеуказанных позициях, слушатели приступают к планированию представления проекта, используя листы планирования, приведенные в учебном пособии. Планирование может завершиться либо кратким обсуждением результатов планирования в группе, либо индивидуальным обсуждением с тьютором вопросов, возникающих в процессе планирования.

Информация, которая может быть полезна тьютору при обсуждении со слушателями методических материалов по проекту.

3-й этап. Познакомиться с электронной почтой и сетевым этикетом

Занятие, посвященное знакомству с электронной почтой, прописано в учебном пособии достаточно детально. Ниже представлена информация, которую тьютор может использовать как дополнительную, уточняющую, раздаточный материал.

Составные части электронного письма
Электронная почта использует принципы передачи сообщений, во многом напоминающие обычную, «бумажную» почту. Электронное письмо должно быть снабжено «конвертом с адресом», чтобы не потеряться по пути до адресата.

Image:articles_54_08pic1.jpg

В адресной части письма обычно фиксируются три позиции:

Тело письма – это та часть письма, в которой пишется текст письма.

Как формируется электронный адрес?
Обычно электронный адрес имеет три составные части:

  1. Name – название (имя) пользователя.
  2. @ (at) – признак электронного адреса.
  3. Hostname – адрес сервера почты пользователя.

Почтовый адрес в формате Internet может иметь следующий вид:

Image:articles_54_08pic2.jpg

Имя ssk – состоит, как правило, из инициалов или просто из фамилии.
@ коммерческое at. Если этот значок отсутствует, то это означает, что адресат находится на том же компьютере, что и отправитель.
Хост- имя fs название хост-машины; kss название организации; spb город Санкт-Петербург; ru Россия

Хост-имя (Hostname) располагается справа от знака @ и называется доменом. Оно однозначно описывает нахождение абонента. Составные части домена разделяются точками.
Домен – уникальное имя, последняя часть адреса. Домен имеет две или более частей, отделяемых точками. Часть слева наиболее специфичная, а часть справа – наиболее общая.
При чтении и расшифровке E-mail адрес читается в обратном порядке, справа налево. Самая правая часть домена (ru в примере) называется доменом верхнего уровня и, как правило, обозначает код страны адресата.
Например,

ru Россия
uk Великобритания
us США
hu Венгрия
fi Финляндия

Правила этикета для электронной почты E-mail

  1. Всегда заполняйте поле subject («тема») своего письма. Ориентируясь по темам, проще выделить нужные письма в большом списке поступающей корреспонденции, а также отфильтровать спам (spam) – навязчивую рекламу. Отвечая на чье-либо письмо, в поле темы принято вписывать «Re: исходная_тема». Большинство программ для работы с почтой эту фразу вписывают автоматически.
  2. Отвечая на пришедшее письмо, принято цитировать некоторые его отрывки. Цитируемые фразы нужно выделять какой-нибудь символом, обычно это «>«, и отделять их от Ваших фраз пустой строкой. Большинство программ для работы с электронной почтой при написании ответа сами выделяют текст исходного письма подобными знаками, и пользователю достаточно лишь удалить ненужные фразы.
  3. В Интернете считается, что фраза, написанная БОЛЬШИМИ БУКВАМИ, означает, что автор громко кричит. К тому же предложения, написанные буквами верхнего регистра, плохо читаются, что создает неудобства вашему корреспонденту. В связи с этим используйте прописные буквы, только если это является действительно необходимым.
  4. В официальной переписке принято использовать подпись (signature), содержащую некоторую информацию об авторе письма: полное имя, должность или другие регалии, контактную информацию. Поскольку во многих случаях программы для работы с электронной почтой автоматически добавляют к письму однажды подготовленную подпись, будьте внимательны и не помещайте в подпись информацию, которую вы не хотели бы показывать всем своим корреспондентам.
  5. Старайтесь не допускать грамматических ошибок. Многие современные текстовые редакторы и программы для работы c электронной почтой имеют встроенные системы проверки правописания. В любом случае полезно перед отправкой еще раз перечитать письмо.
  6. Не вставляйте в электронное письмо файлы большого объема, не узнав у вашего корреспондента, принимает ли такие вложения его почтовый сервер. Если есть проблема с объемом и количеством приложенных файлов, большие файлы разбейте на несколько меньших и разошлите их отдельными письмами. Для разбиения файлов на части можно использовать популярные программы архивации (WinRAR, WinZip, ARJ).
  7. В обычной (не деловой) переписке часто используются смайлики – комбинаций текстовых символов, например, :-), которые напоминают лицо, если смотреть на них, повернув голову набок. Использование «смайликов» способно придать письму живой характер и даже заменить жестикуляцию. Но не следует этим злоупотреблять – это будет уже плохим тоном. Смайликов придумано очень много, наиболее часто используются такие:
:-) или :) – улыбка; обычно используется для выражения радости, слушатель записывает или озвучивает идеи, которые будут важны для проектирования содержания его сайта
:-( или :( – несчастное лицо; выражает сожаление или разочарование,
;-) или ;) – подмигивающее лицо; обычно выражает иронию и означает, что слова не следует понимать слишком буквально.

И наконец... Помните, что E-mail – средство связи с живыми людьми. Перед тем, как послать письмо, прочтите его внимательно еще раз и поставьте себя на место получателя.

4-й этап. Начать планирование web-сайта проекта

Обсуждение планирования структуры и содержания web-сайта проводится с целью подготовить слушателей к работе в рамках следующего 8-го Модуля программы «Создание web-сайта проекта».
Эту работу целесообразно проводить в соответствии с материалами учебного пособия, представленными в разделе «Модуль 7: Занятие 3».
Важно, чтобы в результате обсуждения планирования структуры и содержания web-сайта прозвучали выводы следующего характера:
1. Web-сайт – это совокупность web-страниц, тематически связанных между собой.
2. Web-сайт проекта создается для того, чтобы:

3. Структура web-сайта включает:

5. Основные идеи по содержанию сайта моего проекта следующие